История Спасо-Кижского Патриаршего Подворья  
































Заонежье – небольшой полуостров с примыкающими к нему островами Онежского озера. Здесь не было селения, где не высилась бы церковь или часовня, не было дороги, у которой не встретился бы поклонный крест.На Кижском острове сохранился до наших дней замечательный ансамбль русского деревянного зодчества, включенный в список Всемирного культурного наследия.

Остров Кижи с древнейших времен был центром большой округи. Название острова происходит от карельского слова « кижат» - игрища. Очевидно, на этом небольшом острове собирались некогда на языческие действа – игрища - древние финноугорские племена, обитавшие ранее в этих местах.

Во времена средневековья территория Заонежья была заселена русскими, выходцами из Новгородской феодальной республики

Важная страница новгородского времени связана с началом христианизации местного карельского населения. Под влиянием новгородцев в крае возникли и стали развиваться деревянное зодчество, живопись











Первые упоминания заонежских селений относятся к ХIV веку: Палеостровский Рождественский монастырь, основанный прп. Корнилием, Толвуя и Кузаранда. В 1440-х годах от Палеострова на Белое море направился преподобный Зосима, один из основателей Соловецкого монастыря.

В 1478 году все новгородские владения вошли в состав набравшего силу Московского государства. Новые московские земли делились на пять провинций – «пятин», включающих округа – «погосты».

Земли острова Кижи и его ближайших окрестностей входили в состав Обонежской пятины и являлись центром Спасо - Кижского погоста, охватывающих южную часть Заонежского полуострова и включающих Уницкую Губу Онежского озера. После присоединения новгородских земель к Москве было сделано описание деревень, погоста и составлены так называемые « Писцовые книги».

« Погост Спасской в Кижах» впервые упоминается в 1563 году.

Согласно писцовой книге 1582 года, в Кижском погосте было отмечено 115 деревень живущих и 88 запустевших.

В XVI веке в окрестностях острова Кижи существовали еще две приходских церкви ( в одной из деревень на Великой Губе и на Лычном острове озера Сандал) На острове Большом Клименецком, располагался Клименецкий монастырь, основанный в XV веке. Постепенно, по мере возникновения новых деревень, образовывались и строились новые церкви.













К началу XVIII века на территории Спасо - Кижского погоста было уже 12 приходских храмов.

Главным сооружением Кижского ансамбля является Преображенская церковь, освященная в 1714 году. В художественном образе храма слились в неразрывном единстве строгая логика конструкции и одухотворенность архитектурных форм. Массивность потемневших от времени стен контрастно оттеняется легким взлетом килевидных перекрытий «бочек» и глав. Для покрытия глав и «бочек» зодчие использовали пластинки осинового лемеха.

В основе архитектурного замысла Преображенской церкви лежит глубоко укоренившийся в традициях древнерусского зодчества тип восьмерика с прямоугольными прирубами по сторонам света. С запада к храму примыкает паперть и двухсводное крыльцо. Над основным высоким восьмериком возвышаются два дополнительных; прирубы имеют по два уступа.

На этой основе и была создана многоярусная живописная композиция с 22 – мя куполами.

В разное время в церкви существовали различные типы иконостасов. Первоначальный тябловый иконостас в Преображенской церкви в 1770-х гг. был заменен резным, барочным. Он включал четыре ряда икон: местный, праздничный, деисусный и пророческий.

Большинство икон в храме – местного письма созданы в XVII - XVIII веках. ( В связи с тем, что уже на протяжении многих лет церковь находится на реставрации, в настоящее время иконостас демонтирован и находится в фондах музея.)

В 1764 году была построена Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, до конца 30-х годов XX в. она служила Спасо-Кижской общине зимним храмом. Церковь имеет вытянутый прямоугольный план и относится к церквам «кораблевого» типа. Церковь построена по принципу анфиладного чередования алтаря. основного помещения, трапезной и сеней, к которым ведет нарядное одномаршевое крыльцо. В образе Покровской церкви не менее активна и вертикальная ось, создаваемая мощным восьмигранником, покоящемся на высоком четверике. Восемь куполов, установленных по углам восьмерика, хороводом окружают центральную главу.

Тябловый иконостас Покровской церкви состоит из четырех рядов икон – пророческий, праздничный, деисусный и местный Покров Пресвятой Богородицы.

Часовня Спаса Нерукотворного располагается на самой высокой точке острова Кижи, датируется рубежом XVII - XVIII веков. Она представляет собой традиционный тип клетского храма, срублена в виде трехчастной клети под общей двухскатной кровлей.

Часовня Успения Богоматери, расположенная на западном берегу острова, датируется второй половиной XVII – XVIII в.в., и представляет собой традиционный тип клетских часовен. Она состоит из трех частей: собственно часовни, трапезной и сеней. Пирамидальный силуэт

Преображенской церкви гармонично перекликается с шатрами часовен «кижского ожерелья». К ним относится часовня Знамения Богородицы в деревне Корба (середина XVIII в), часовня Кирика и Улиты в деревне Воробьи (вторая половина XIX в.), часовня Петра и Павла в деревне Насовщина (XVII - XVIII в.), часовня Богоматери всех скорбящих радость, остров Еглов (XVIII - XIX в.)

Самым поздним сооружением ансамбля в Кижах является высокая стройная колокольня с шатровым завершением. Построена колокольня в 1862 году; высота колокольни- 30 м; ширина – 6,9 м; длина – 6,9 м.

В составе Кижского архитектурного комплекса она воспринимается как неотъемлемая часть единого целого.











Приходские храмы на о.Кижи издревле были центрами духовной жизни округи. На протяжении почти трех столетий и семи поколений несли нелегкое служение с необходимым тщанием священники из рода Русановых. В 1815 году в приходе появился священник Иоанн Феодулов из Салменицкого погоста. Он прожил до глубокой старости - 90 лет, похоронен на кладбище в 1866 году.

Андрей Иоаннович и Феодор Иоаннович Русановы продолжили духовную службу отца. о.Андрей служил на острове Кижи священником с 1851года до смерти в 1875 году.

Михаил Александрович Русанов с сентября 1897 года, после рукоположения в сан, вернулся к семейной традиции, всю жизнь прослужив кижским священником. В 1929 году был выслан на лесозаготовки.

В 1933 году на острове появился новый священник – Алексей Степанович Петухов, - проявляя неустанную заботу о спасении Преображенской и Покровской церквей. Священник А.С.Петухов был арестован сотрудниками НКВД у стен погоста в октябре 1937 года. 26 ноября того же года был расстрелян. Церковный приход на острове Кижи просуществовал до 1937 года.











При советской власти храмы простояли закрытыми и использовались только в музейных нуждах.В середине 1990 –х годов на территории музея – заповедника «Кижи» началось постепенное возрождение приходской жизни. Настоятелем прихода Спасо – Преображенского храма стал иерей Николай Озолин.

С 1997 года в церкви Покрова Божией Матери начались регулярные богослужения и сформировалась община.

В июне 2000 года остров Кижи принимал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Впервые за всю историю православия в Заонежье на Кижском погосте, в намоленной и переполненной паломниками Покровской церкви, звучало Патриаршее богослужение.

Предстоятель Русской церкви наградил ряд сотрудников музея высокими наградами за их поддержку в возрождении молодого прихода.

По завершении летнего богослужебного календаря на острове, с середины октября церковная жизнь продолжается в храме Святого и Животворящего Духа, являющегося зимней церковью Спасо-– Преображенского прихода.

С возвращением в феврале 2003 года священника Андрея Суханова в кижский приход, была обеспечена летняя литургическая жизнь храма Пресвятого Животворящего Духа.











Указом Его Святейшества Алексия Патриарха Московского и всея Руси от 9 июня 2003 года наша община преобразована в Подворье Его Святейшества.